Налоговый мониторинг, или ФНС хочет «все и сразу»

Уже более 400 компаний в России присоединились к новой системе, а в 2024 году эта цифра может увеличиться до 600. Фактически налоговый мониторинг — это следующий шаг к цифровизации взаимодействия налогоплательщика и государства. Этот шаг сулит выгоды обеим сторонам, но для этого нужна подготовка.

ФНС предусмотрела всё и даже больше

Основная цель налогового мониторинга (далее — НМ) — снижение затрат всех участников этого процесса. Причем как прямых — трудозатрат на подготовку к налоговой проверке и саму проверку, так и косвенных — сокращение периода, который может подвергаться переоценке по размеру налога. Этот подход был четко обозначен в Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга.

Регулятор достигает своей цели через риск-ориентированный подход и интеграцию информационных систем государственного налогового контроля с системами налогоплательщика. Этому посвящены нормативно-правовые акты, которые описывают, какие документы нужно подготовить до начала работы и какие данные ФНС хочет получить:

Отдельно выделены компании, которые связаны с государственным финансированием:

  • участники СЗПК обязаны перейти на НМ в рамках трех лет (Федеральный закон № 225-ФЗ);
  • участникам промышленных кластеров отменены суммовые ограничения для вступления в режим НМ (Федеральный закон № 64-ФЗ);
  • акционерным обществам с госучастием настоятельно рекомендовано вступление в НМ (Распоряжение № 91-р).

Все вместе эти документы описывают правила работы с ФНС в режиме налогового мониторинга.

Как обеспечить выгоды налогового мониторинга для компании?

И здесь начинается самое интересное. Как же соответствовать требованиям с меньшими, чем ранее, затратами?

Важно учитывать:

  • высокие требования к качеству данных и документов;
  • потенциальные изменения в приказах ФНС и в процессах компании;
  • необходимость настройки новых процессов (работу с мотивированным мнением, витрину налоговых данных, интеграцию с АИС «Налог-3»).

Будьте готовы меняться. Режим налогового мониторинга начал работу в 2016 году. В связи с пандемией и указанием президента «не кошмарить бизнес» количество выездных налоговых проверок уменьшилось, а акцент был смещен в сторону камеральных проверок, то есть на анализ запрашиваемых документов. Начиная с 2021 года идет активное развитие сценариев автоматизированного взаимодействия с ФНС. Новые версии выходят с периодичностью 6–12 месяцев. При этом декларируется существенное расширение требований к данным (регистры учета, справочники, форматы документов).

Пример стремительных изменений в законодательстве — совершенствование функционала АИС «Налог-3». Что произошло? Приказ № ЕД-7-23/1142@ был отменен, приказ № ЕД-7-23/163@ утверждает Порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам организации, Федеральный закон № 470-ФЗ продлевает срок использования телекоммуникационных каналов связи для информационного взаимодействия в режиме налогового мониторинга.

Изменения непрерывно идут и со стороны бизнеса: оптимизация деятельности компании на основе принципов бережливого производства, новые рынки и продукты, изменения при работе с контрагентами.

В этой ситуации ОЦО выступает как согласующее звено между требованиями бизнеса и налоговых органов. А инфраструктура, которая ляжет в основу налогового мониторинга, должна сразу быть готова к множественным изменениям.

Автоматизация — двигатель прогресса. Для эффективной работы в режиме НМ компания должна автоматизировать процессы сбора и подготовки документов первичного учета, формализовать публикацию отчетности на витринах, организовать и постоянно расширять набор контрольных процедур.

Автоматизация НМ нужна и для соблюдения требований ФНС, и для ускорения выполнения рутинных задач и повышения эффективности налоговой функции внутри самой компании.

  • Создавая витрины аналитических данных, вы сможете организовать онлайн-взаимодействие с налоговыми органами.
  • Интеграция с АИС «Налог-3» обеспечит автоматическое взаимодействие ИС компании и ИС налогового органа по действующим базовым сценариям.
  • Автоматическое формирование налоговых регистров и деклараций позволит раскрывать показатели налоговой отчетности по принципу drill down.
  • Автоматизация системы хранения информации ускорит поиск документов в ответ на запросы ФНС.
  • Оценка СВК будет напрямую зависеть от автоматизации контрольных процедур.

Используйте готовые блоки. Многие из задач НМ не являются уникальными для компании, например интеграция с АИС «Налог-3», порядок работы с документами первичного учета, процессы публикации деклараций, формы взаимодействия с НО (Приказ Федеральной налоговой службы от 11 мая 2021 года № ЕД-7-23/476@), СВК (приказ ФНС России от 25 мая 2021 года № ЕД-7-23/518).

Такие готовые решения сегодня есть на рынке IТ-продуктов, и их стоит активно использовать при работе в режиме НМ. Это позволит существенно сократить время и сэкономить ресурсы, а значит, лучше адаптировать внутренние процессы и получить бoльший эффект от НМ.

Например, есть отлаженные решения и подходы по следующим направлениям.

  • Работа с юридически значимым электронным документооборотом: интеграции с операторами ЮЗ ЭДО, автоматическое формирование, проведение документов в ERP.
  • Оцифровка документов на бумажном носителе: распознавание, создание карточки, связь с транзакцией в учетной системе.
  • Интеграция с АИС «Налог-3» и покрытие всех опубликованных сценариев взаимодействия.
  • Единый архив документов, который включает электронные и сканированные документы, процессы согласования, классификацию документов в соответствии со справочником ФНС СПВДОК и связь с учетной системой.
  • Наборы контрольных процедур для СВК.

Технологии для налогового мониторинга

Что же упростит работу ОЦО в режиме налогового мониторинга?

Инструменты BPMS обеспечат взаимосвязь различных подразделений в сквозном процессе и необходимую гибкость. При этом будет гарантировано соблюдение регламентов и исключены функциональные разрывы.

Технологии Low-code дадут необходимый и доступный для любого уровень автоматизации. Используя такие решения, организация и подразделения могут самостоятельно моделировать блоки автоматизации любого уровня сложности, встраивать их в процессы и использовать во множестве точек.

Микросервисная архитектура позволит масштабировать процессы и процедуры налогового мониторинга на неограниченное количество организаций, обеспечивать связь с любыми системами и неограниченно наращивать уровень автоматизации за счет готовых сервисов на любых языках программирования. Также она дает возможность для оптимизации расходов на обслуживание IT-инфраструктуры ОЦО. Будет возможность вносить изменения в отдельные сервисы, не затрагивая другие части системы, а также комбинировать состав микросервисов.

Принципы выбора IT-решений для налогового мониторинга

В настоящее время достаточно много продуктов, которые удовлетворяют критериям современного IT-ландшафта. Чтобы проект приносил пользу, а не съедал ресурсы, стоит учесть несколько принципов при выборе.

Единое решение. Налоговый мониторинг требует высокой скорости (это заложено в самом подходе) и включает необходимость постоянной адаптации к изменениям.

Если решение будет состоять из отдельных компонентов, то сложность системы вырастет кратно. Это повлечет за собой риски сбоев при работе с АИС «Налог-3», рост стоимости сопровождения и рано или поздно внедрение другого решения. Единая платформа даст возможность сосредоточиться только на новых изменениях внутри и вне компании.

Постепенное наращивание сложности. Кажется, что этот принцип противоречит единому решению. Но это не так. Налоговый мониторинг сразу включает в себя группу сложных задач: создание единого электронного архива документов, обеспечение качества первичных документов, интеграцию с АИС «Налог-3» и многие другие. При этом каждую из этих задач стоит решать в минимально достаточном размере. Не нужно пытаться объять все сразу. Лучше предусмотреть в самом начале возможность неограниченного роста:

  • количества документов;
  • сложности процессов;
  • вариантов интеграций;
  • подходов к автоматизации.

Непрерывное сопровождение. Очевидно, что после вступления в НМ компания на очень долгий период времени будет вовлечена в этот процесс. Естественно, что необходимо активно использовать готовые подходы и компоненты. И тут важно, чтобы продукт, который используется для НМ, обновлялся и развивался вендором. Чтобы планы по решению были понятны на три — пять лет, а сам вендор имел опыт такой поддержки. Важно и наличие понятных правил сопровождения на этот срок.

Технологическая зрелость решения для налогового мониторинга. Оно должно подтвердить свою работоспособность. Обращайте внимание на количество тестов и внедрений системы, а также на частоту обновлений. Совершенству нет предела, и это же касается улучшений в работе систем для налогового мониторинга.

Важно отметить, что проект налогового мониторинга всегда выходит за рамки только налогового департамента. Например, электронный архив поможет решить задачи электронного документооборота в целом, а информация по СВК — в анализе бизнес-рисков. В следующих статьях мы подробно разберем модули решений для налогового мониторинга и как их можно интегрировать в остальные бизнес-процессы.

Источник: https://sscclub.ru/article/nalogovyj-monitoring-ili-fns-hochet-vse-i-srazu/

Уже в налоговом мониторинге?
Поможем быстро настроить интеграцию с АИС Налог-3

Новости и статьи