
Налоговый мониторинг: от контроля к системе управления рисками
Налоговый мониторинг как инструмент управления налоговыми рисками: требования ФНС, структура СУРиВК, методология оценки и контроля.
Компании, заключившие соглашение о защите и поощрении капитальных вложений (СЗПК), получают доступ к мерам государственной поддержки: налоговые льготы, субсидии, инфраструктура и стабилизационная оговорка, защищающая бизнес от неблагоприятных изменений законодательства.
*Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) — это специальный режим государственной поддержки для инвестпроектов в России, установленный Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Он гарантирует стабильность налоговой среды, право на компенсацию затрат, строительство инфраструктуры за счет бюджета и другие меры в обмен на инвестиции и соблюдение условий.
Основным условием предоставления преференций является соблюдение инвестором установленных обязанностей, в том числе — переход на режим налогового мониторинга.
Обязанность по вступлению в налоговый мониторинг прямо предусмотрена в п. 7.1 ч. 8 ст. 10 69-ФЗ. В силу этой нормы, лицо, заключившее СЗПК, обязано подать заявление о переходе на налоговый мониторинг не позднее трех лет с даты заключения соглашения. В противном случае государственная сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения соглашения, что влечет прекращение всех предусмотренных им мер поддержки.
*Заявление в ФНС подается до 1 сентября, участие начинается с 1 января следующего года. Ждать до последнего не стоит — на подготовку к мониторингу уходит до 12 месяцев: нужно провести диагностику, выстроить СВК и наладить ИТ-интеграции. Если компания не вступает в НМ в течение трех лет, то государственная сторона вправе расторгнуть СЗПК без суда и все преференции теряются: налоговые льготы, возврат затрат, защита от изменений законодательства.
Вступая в налоговый мониторинг в рамках СЗПК, компания соглашается на новую форму контроля. Федеральная налоговая служба получает доступ к отчетности, регистрам и первичным документам через интеграцию с ИС ФНС (Налог-3). Это позволяет инспекторам проводить проверку без выезда — в реальном времени, по инициативе или по результатам сопоставления данных.
Федеральная налоговая служба осуществляет:
Налоговая проверяет не только текущие операции, но и затраты с момента подписания СЗПК, даже если вы вступили в мониторинг спустя 2–3 года. Это значит, что все документы, включая «исторические», должны быть доступны для проверки в оцифрованном виде. Особое внимание уделяется:
Налогоплательщику необходимо:
В соответствии с положениями статьи 105.26 Налогового кодекса РФ, одним из обязательных условий допуска организации к участию в налоговом мониторинге является наличие системы внутреннего контроля (далее — СВК), обеспечивающей достоверность сведений, содержащихся в финансовой и налоговой отчётности, а также прозрачность процедур формирования налоговых обязательств и признания затрат.
В рамках исполнения обязательств, предусмотренных законом 69-ФЗ, система внутреннего контроля приобретает статус системообразующего механизма, обеспечивающего соответствие представляемых сведений не только требованиям НК РФ, но и условиям СЗПК. Налоговые органы рассматривают СВК не только как форму обеспечения корректности отчетности, но и как механизм верификации капитальных затрат, подлежащих компенсации из бюджета.
Система контроля должна охватывать весь цикл: от признания расходов и их документального подтверждения — до отражения в отчетности и передачи данных в ФНС.Функциональная СВК должна включать:
Отсутствие одного или нескольких элементов системы, несоответствие фактических процессов заявленной архитектуре контроля, а также ошибки в обосновании затрат, заявленных к компенсации, могут быть квалифицированы как основания для отказа в предоставлении поддержки либо инициирования расторжения соглашения в соответствии с ст. 11 закона № 69-ФЗ.
Чтобы получать возможность компенсировать часть фактически понесенных капитальных затрат, компания должна соблюсти целый ряд налоговых, процессных и документальных условий.
При нарушении условий соглашения государство вправе в одностороннем порядке расторгнуть его в соответствии с ст. 11 закона № 69-ФЗ. и тогда все преференции будут утрачены. Важно понимать, какие именно действия (или бездействие) могут к этому привести.
Соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке в случае, если:
Важно учитывать, что причины прекращения мониторинга могут быть связаны не только с фактическими нарушениями, но и с формально-техническими сбоями, возникающими на стыке процессов. Так, недостаточная прозрачность цифрового архива, отсутствие сквозной детализации от декларации до первичного документа, фрагментарность учетной информации либо невозможность обеспечить автоматическую обработку запросов ФНС — всё это может быть расценено как системная непригодность к мониторингу.
Федеральная налоговая служба ожидает, что компания обеспечивает прямую интеграцию с системой Налог-3. Это позволяет инспекторам получать декларации, регистры, расшифровки и первичные документы в автоматическом режиме. Для корректной работы системы необходим электронный архив с удобным поиском и поддержкой юридической значимости документов, а также возможность «проваливаться» из строки декларации в первичный документ (drill-down).
Ключевые технологические компоненты, без которых налоговый мониторинг невозможен:
Обычно компании используют комбинацию ERP-систем (например, 1С, SAP), платформ управления документооборотом и специализированные решения для мониторинга. Критично, чтобы все элементы были интегрированы и работали как единая система, иначе возрастает риск сбоев, задержек и отказов ФНС в приеме документов.
Технологическая платформа для налогового мониторинга должна обеспечивать не только выполнение требований НК РФ и регламента ФНС, но и возможность оперативного и прозрачного взаимодействия с налоговым органом — от автоматической передачи деклараций до доступа к каждому подтверждающему документу по затратам в рамках СЗПК. Один из таких инструментов — ELMA.Налоговый мониторинг. Продукт включает всё необходимое для работы в режиме мониторинга: интеграцию с АИС «Налог-3», готовые регламенты, управление доступом, контроль СВК и документооборот по затратам. Его внедрение позволяет ускорить подготовку, минимизировать сбои и обеспечить стабильное выполнение условий соглашения без риска утраты господдержки.