Как не потерять льготы по СЗПК: внедрение налогового мониторинга

Компании, заключившие соглашение о защите и поощрении капитальных вложений (СЗПК), получают доступ к мерам государственной поддержки: налоговые льготы, субсидии, инфраструктура и стабилизационная оговорка, защищающая бизнес от неблагоприятных изменений законодательства.

*Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) — это специальный режим государственной поддержки для инвестпроектов в России, установленный Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Он гарантирует стабильность налоговой среды, право на компенсацию затрат, строительство инфраструктуры за счет бюджета и другие меры в обмен на инвестиции и соблюдение условий.

Основным условием предоставления преференций является соблюдение инвестором установленных обязанностей, в том числе — переход на режим налогового мониторинга.

Обязанность по вступлению в налоговый мониторинг прямо предусмотрена в п. 7.1 ч. 8 ст. 10 69-ФЗ. В силу этой нормы, лицо, заключившее СЗПК, обязано подать заявление о переходе на налоговый мониторинг не позднее трех лет с даты заключения соглашения. В противном случае государственная сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения соглашения, что влечет прекращение всех предусмотренных им мер поддержки.

*Заявление в ФНС подается до 1 сентября, участие начинается с 1 января следующего года. Ждать до последнего не стоит — на подготовку к мониторингу уходит до 12 месяцев: нужно провести диагностику, выстроить СВК и наладить ИТ-интеграции. Если компания не вступает в НМ в течение трех лет, то государственная сторона вправе расторгнуть СЗПК без суда и все преференции теряются: налоговые льготы, возврат затрат, защита от изменений законодательства.

Что проверяет налоговая: фокус на достоверность затрат и налоговых обязательств

Вступая в налоговый мониторинг в рамках СЗПК, компания соглашается на новую форму контроля. Федеральная налоговая служба получает доступ к отчетности, регистрам и первичным документам через интеграцию с ИС ФНС (Налог-3). Это позволяет инспекторам проводить проверку без выезда — в реальном времени, по инициативе или по результатам сопоставления данных.

Федеральная налоговая служба осуществляет:

  • контроль за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств по основным видам налогов;
  • оценку достоверности данных, представляемых в рамках налогового мониторинга, в том числе регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов, расчетов, обосновывающих применение мер поддержки в рамках СЗПК.

Налоговая проверяет не только текущие операции, но и затраты с момента подписания СЗПК, даже если вы вступили в мониторинг спустя 2–3 года. Это значит, что все документы, включая «исторические», должны быть доступны для проверки в оцифрованном виде. Особое внимание уделяется:

  • затратам, понесенным с даты заключения СЗПК;
  • наличию оцифрованных и структурированных подтверждающих документов (с корректными метаданными);
  • идентификации расходов, подлежащих компенсации в рамках соглашения, с учетом их соответствия условиям инвестиционного проекта.

Налогоплательщику необходимо:

  • обеспечить техническую возможность прямого доступа к данным в формате, позволяющем инспектору провести аналитическую проверку без дополнительного запроса (в том числе реализовать возможность провалиться от налоговой отчётности к первичным документам);
  • поддерживать раздельный учет затрат, четко разграничивая компенсируемые и некомпенсируемые расходы (в частности, по объектам инфраструктуры, затратам на обслуживание долговых обязательств и др.);
  • подготовить методологию обоснования затрат и актуализировать ее в системе внутреннего контроля (СВК), поскольку именно на основании этой информации ФНС выносит заключение, указанное в п. 7. ч. 9 ст. 15 69-ФЗ.

Как выстроить систему внутреннего контроля под требования СЗПК

В соответствии с положениями статьи 105.26 Налогового кодекса РФ, одним из обязательных условий допуска организации к участию в налоговом мониторинге является наличие системы внутреннего контроля (далее — СВК), обеспечивающей достоверность сведений, содержащихся в финансовой и налоговой отчётности, а также прозрачность процедур формирования налоговых обязательств и признания затрат.

В рамках исполнения обязательств, предусмотренных законом 69-ФЗ, система внутреннего контроля приобретает статус системообразующего механизма, обеспечивающего соответствие представляемых сведений не только требованиям НК РФ, но и условиям СЗПК. Налоговые органы рассматривают СВК не только как форму обеспечения корректности отчетности, но и как механизм верификации капитальных затрат, подлежащих компенсации из бюджета. 

Система контроля должна охватывать весь цикл: от признания расходов и их документального подтверждения — до отражения в отчетности и передачи данных в ФНС.Функциональная СВК должна включать:

  • реестр налоговых рисков — формализованный перечень возможных искажений, в том числе по затратной части инвестиционного проекта;
  • контрольные процедуры — автоматизированные и регламентные действия, направленные на предупреждение и выявление ошибок: сверки, контрольные точки, назначения ответственных;
  • формализованную отчетность по СВК — документы, подтверждающие функционирование контроля, представляемые в налоговый орган на регулярной основе (ежеквартально, ежегодно).

Отсутствие одного или нескольких элементов системы, несоответствие фактических процессов заявленной архитектуре контроля, а также ошибки в обосновании затрат, заявленных к компенсации, могут быть квалифицированы как основания для отказа в предоставлении поддержки либо инициирования расторжения соглашения в соответствии с ст. 11 закона № 69-ФЗ.

Условия возмещения затрат

Чтобы получать возможность компенсировать часть фактически понесенных капитальных затрат, компания должна соблюсти целый ряд налоговых, процессных и документальных условий.

  1. Отсутствие задолженности. Инвестор не должен иметь задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ. Это касается не только налога на прибыль, но и НДС, налога на имущество, земельного налога и, в некоторых случаях, таможенных пошлин — в зависимости от структуры соглашения. 
  2. Заключение ФНС. Одним из оснований для компенсации затрат является получение заключения налогового органа, подтверждающего отсутствие искажений фактических затрат, выявленных в ходе налогового контроля, а также отсутствие неисполненных мотивированных мнений.
  3. Подтверждение фактических затрат. Фактически понесенные расходы подлежат обязательному подтверждению заключением Федерального казначейства. При необходимости может потребоваться заключение по результатам технологического аудита. Затраты должны соответствовать утвержденному инвестиционному бюджету и быть произведены в пределах сроков, указанных в соглашении.

Риски и основания для прекращения налогового мониторинга и СЗПК

При нарушении условий соглашения государство вправе в одностороннем порядке расторгнуть его в соответствии с ст. 11 закона № 69-ФЗ. и тогда все преференции будут утрачены. Важно понимать, какие именно действия (или бездействие) могут к этому привести.

Соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке в случае, если:

  • организация предоставляет недостоверные сведения;
  • нарушает сроки и объемы капиталовложений;
  • не выполняет условия соглашения, в том числе в части информационного взаимодействия с налоговым органом;
  • не представляет документы и сведения, предусмотренные регламентом;
  • допускает систематические технические или процессуальные ошибки при обмене данными в рамках налогового мониторинга.

Важно учитывать, что причины прекращения мониторинга могут быть связаны не только с фактическими нарушениями, но и с формально-техническими сбоями, возникающими на стыке процессов. Так, недостаточная прозрачность цифрового архива, отсутствие сквозной детализации от декларации до первичного документа, фрагментарность учетной информации либо невозможность обеспечить автоматическую обработку запросов ФНС — всё это может быть расценено как системная непригодность к мониторингу.

Как технологии упрощают налоговый мониторинг: роль IT-инфраструктуры

Федеральная налоговая служба ожидает, что компания обеспечивает прямую интеграцию с системой Налог-3. Это позволяет инспекторам получать декларации, регистры, расшифровки и первичные документы в автоматическом режиме. Для корректной работы системы необходим электронный архив с удобным поиском и поддержкой юридической значимости документов, а также возможность «проваливаться» из строки декларации в первичный документ (drill-down).

Ключевые технологические компоненты, без которых налоговый мониторинг невозможен:

  • интеграция с ФНС (Налог-3) и возможность автоматической передачи данных;
  • электронный архив с юридической значимостью и быстрой навигацией по документам;
  • связка между учетом, декларациями и первичкой — поддержка drill-down;
  • система контроля доступа и безопасности данных;
  • автоматизация подготовки и отправки пояснений, регистров, отчетов СВК.

Обычно компании используют комбинацию ERP-систем (например, 1С, SAP), платформ управления документооборотом и специализированные решения для мониторинга. Критично, чтобы все элементы были интегрированы и работали как единая система, иначе возрастает риск сбоев, задержек и отказов ФНС в приеме документов.

Технологическая платформа для налогового мониторинга должна обеспечивать не только выполнение требований НК РФ и регламента ФНС, но и возможность оперативного и прозрачного взаимодействия с налоговым органом — от автоматической передачи деклараций до доступа к каждому подтверждающему документу по затратам в рамках СЗПК. Один из таких инструментов — ELMA.Налоговый мониторинг. Продукт включает всё необходимое для работы в режиме мониторинга: интеграцию с АИС «Налог-3», готовые регламенты, управление доступом, контроль СВК и документооборот по затратам. Его внедрение позволяет ускорить подготовку, минимизировать сбои и обеспечить стабильное выполнение условий соглашения без риска утраты господдержки.

Уже в налоговом мониторинге?
Поможем быстро настроить интеграцию с АИС Налог-3

Новости и статьи