Налоговый мониторинг

Эффективное взаимодействие ФНС России и бизнеса. Система налогового мониторинга.

Исторические аспекты развития налогового мониторинга

С каждым годом государственные органы Российской Федерации расширяют возможности бизнеса для вступления в налоговый мониторинг, совершенствуя нормативную базу в данной сфере. В 2010 году Федеральной Налоговой Службой Российской Федерации (ФНС РФ) был взят курс на усиление цифрового взаимодействия между государством и бизнесом. С 2016 года в России внедряется налоговый мониторинг (НМ) — новая эффективная форма налогового контроля, которая в настоящее время зарекомендовала себя как удобный инструмент контроля, позволяющий свести к минимуму налоговые риски при заключении сделок и штрафы за нарушение законодательства РФ. Начиная с 2016 года в НК РФ планомерно вносятся поправки, регулирующие налоговый мониторинг компаний со стороны ФНС РФ. Нововведения относятся к главам 14.7 и 14.8 НК РФ, прописаны в Федеральном законе №325-ФЗ от 29.09.2019 года (касается мотивированного мнения, отражающего позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов), Федеральном законе №470-ФЗ от 29.12.2020 года, Федеральном законе №225-ФЗ от 28.06.2022 года.

В 2020 году Правительством РФ утверждена «Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» (см. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 №381-р). Документ опирается на положения НК РФ, Федеральный закон от 6 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральный закон от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и прочие нормативные документы. Концепция задает общий вектор развития онлайн-коммуникации бизнеса и ФНС РФ. Все изменения, касающиеся взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках режима налогового мониторинга, так или иначе обусловлены реализацией основной Концепции, направленной на повышение качества и эффективности налогового контроля, упрощение коммуникации между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В 2021 году также произошло множество крупных изменений. 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон №470-ФЗ от 29.12.2020 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», согласно которому изменились критерии, предъявляемые к организациям для проведения налогового мониторинга. В статье «Актуальные критерии налогового мониторинга» мы подробно рассмотрели нововведения НК РФ, на которые стоит обратить пристальное внимание в 2022 году при подготовке предприятия к переходу на налоговый мониторинг. Также с 1 июля 2021 года налоговый мониторинг стал доступен не только для крупного бизнеса, но и для среднего.

Изменения, внесенные Федеральным законом №225-ФЗ от 28.06.2022 года, уточняют положения статей НК РФ для организаций, признаваемых налогоплательщиком — участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Для участников налогового мониторинга с 1 января 2024 года отменяется возможность подачи документов в Федеральную налоговую службу Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи. Это значит, что организациям предстоит предоставить доступ напрямую к своим информационным системам. На данный момент есть несколько вариантов взаимодействия компаний с налоговыми органами, среди них — аналитическая витрина данных, информационная система организации, а также обмен через ТКС. Подробно об этом можно прочитать в статье «Организация и проведение налогового мониторинга».

Какие преимущества получают компании-участники налогового мониторинга?

Во-первых, это сокращение финансовых и трудовых ресурсов компании на сопровождение мероприятий мониторинга и экономия времени за счет отсутствия выездных и камеральных проверок. Однако следует иметь в виду, что проверки могут возобновить в следующих случаях: досрочное прекращение налогового мониторинга; вышестоящий налоговый орган проверяет работу ваших инспекторов; мотивированное мнение налоговой не исполнено в надлежащий срок, а также если компания подала уточненную налоговую декларацию за период НМ, где отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет, увеличение возмещения суммы НДС или акциза, либо увеличение полученного убытка.

Во-вторых, важным преимуществом налогового мониторинга является сокращение запросов со стороны налоговых органов и уменьшение количества требуемых документов, поскольку необходимую информацию инспекция получает теперь не традиционным способом, а с помощью онлайн-взаимодействия путем удаленного доступа к информационной системе налогоплательщика или аналитической «витрине данных».

В-третьих, получение мотивированного мнения ФНС РФ для корректировки налоговых обязательств. То есть участники налогового мониторинга могут получить мотивированное мнение о налогообложении той или иной хозяйственной операции, внести правки и предупредить налоговые риски и т.д. Важно, что мотивированное мнение может быть составлено как по инициативе налогового органа, так и по запросу самой организации. При этом исполнение мотивированного мнения освобождает налогоплательщика от штрафов за выявленные нарушения налогового законодательства. Помимо этого, налоговый мониторинг позволяет претендовать компаниям на ускоренное возмещение НДС и акцизов. Необходимо только представить в налоговый орган в электронной форме заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС (акциза) сроком не позднее 2 месяцев со дня подачи налоговой декларации без предоставления банковской гарантии или договора поручительства.

Налоговый мониторинг — это 100% прозрачность и повышение инвестиционной привлекательности организации. Компания-участник мониторинга, безусловно, получает репутацию добросовестного и надежного плательщика налогов, и впоследствии вызывает больше доверия у потенциальных партнеров и повышает лояльность клиентов. Также стоит отметить важный факт: в рамках мониторинга организация и налоговый орган проводят комплексный анализ рисков и оценивают эффективность работы системы внутреннего контроля (СВК) налогоплательщика. Однако к СВК предъявляются серьезные требования, подробнее об этом расскажем ниже. Таким образом, налоговый мониторинг представляет собой не только открытый диалог с налоговым органом, но и является гарантированным инструментом сокращения налоговых рисков.

В статье «Организация и проведение налогового мониторинга» мы подробно рассмотрели вопросы перехода компаний на налоговый мониторинг и особенности его проведения, различные форматы организации данной системы контроля и правильное ее ведение в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Как реализуется налоговый мониторинг?

Механизм реализации налогового мониторинга следующий: организация предоставляет ФНС РФ в режиме реального времени удаленный доступ к информационным системам, а через них — к бухгалтерской и налоговой отчётности, а налоговый орган проверяет правильность формирования налоговой базы, своевременность уплаты налогов (сборов), акцентируя внимание на нестандартных операциях.

Итак, что необходимо сделать, чтобы стать компанией-участником налогового мониторинга? Рассмотрим следующие этапы: Провести проверку, проходит ли компания по суммовым критериям. Согласно Федеральному закону №470-ФЗ от 29.12.2020 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» критерии значительно снизились.На сегодняшний день организации достаточно иметь не менее 1 млрд рублей доходов и активов, а объем налогов при этом должен быть не меньше 100 млн рублей.

  1. Провести оценку готовности информационной системы к удаленному доступу, а также состояние системы внутреннего контроля.

  2. Направить соответствующее заявление в налоговую инспекцию (срок — до 1 сентября года, предшествующего тому, с которого вы планируете начать налоговый мониторинг).

Документ подается строго по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11.05.2021 № EД-7-23/476@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним». Вместе с заявлением в налоговый орган необходимо предоставить следующие документы: регламент информационного взаимодействия (где указывается порядок и срок доступа к информации представителей налоговой инспекции, структура раскрытия показателей налоговой отчетности т.п.), информация о взаимозависимых лицах, учетная политика для целей налогообложения, документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.

  1. Получить ответ от налогового органа — положительное или отрицательное решение. Ведомство рассматривает заявления в срок не позднее 1 ноября того же года, когда были поданы документы. Важно: если решение отрицательное, то оно в обязательном порядке должно быть мотивированным.

Порядок перехода на налоговый мониторинг

Налоговый орган может отказать в проведении налогового мониторинга в следующих случаях:

  • если компания предоставила неполный пакет документов, или они неверно оформлены;
  • предприятие не проходит по критериям и условиям участия в налоговом мониторинге;
  • неверно составлен регламент информационного взаимодействия, система внутреннего контроля не удовлетворяет требованиям Федеральной налоговой службы РФ.

Если решение налоговой инспекции положительное, то с 1 января следующего года начинается период ведения налогового мониторинга, который составляет один календарный год. При этом длительность налогового мониторинга составляет один год и девять месяцев, то есть до 1 октября года, который следует за отчетным).

Система внутреннего контроля при налоговом мониторинге: что это и как ее организовать

Как видно из ежегодных изменений и нововведений в налоговой сфере постепенно снижаются критерии вхождения компаний в налоговый мониторинг. Согласно новым требованиям ФНС России (приказ ФНС РФ от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518) в организации должна функционировать система внутреннего контроля (далее — СВК), предусматривающая раскрытие организацией информации о налоговых рисках и выявляющих их контрольных процедурах.

Система внутреннего контроля (СВК) представляет собой комплекс процедур и методов, утвержденных (п.7 ст. 105.26 НК РФ) и действующих в компании для выполнения следующих целей — во-первых, для упорядоченного ведения финансово-хозяйственной деятельности, во-вторых, для соблюдения актуального законодательства России, в-третьих, для обеспечения безопасности собственных активов и данных, выявления и предотвращения рисков и ошибок неверного исчисления и несвоевременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов, в-третьих, для подготовки достоверной и своевременной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Приказ ФНС РФ от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518 утвердил требования к организации СВК, формы и форматы документов, которые необходимы для раскрытия информации. Теперь с момента перехода на налоговый мониторинг и до его окончания, в случае если налогоплательщик решит вернуться к традиционному способу взаимодействия с ФНС России, предприятие должно вести учет рисков, контрольных процедур и отчитываться в налоговый орган. То есть в соответствии с приказом ФНС РФ от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518 абсолютно вся информация о СВК компаний-участников налогового мониторинга будет приведена к единому стандарту, что позволит налоговым органам проводить автоматическую обработку данных и активнее применять риск-ориентированный подход. Ранее компании-участники налогового мониторинга самостоятельно оценивали эффективность СВК и контролировали достоверность бухгалтерского и налогового учета, а налоговый орган в свою очередь проводил анализ налоговых деклараций, структуры и специфики деятельности компании.

Снижение налоговых рисков

Снижение налоговых рисков предприятия — это одна из важных и первостепенных задач налогового мониторинга. Налоговый орган проводит комплексный анализ рисков, оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по поиску и устранению возможных рисков.

Согласно приказу ФНС РФ от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518 компании должны предоставлять подробную информацию о рисках. На этом этапе предусмотрено раскрытие информации о рисках, где должны быть указаны код направления выявления риска (см. Приложение №20 «Перечень направлений выявления риска»), код соответствующей области риска (см. Приложение №21), наименование риска организации, его описание, категория риска с указанием кода — общие или отраслевые риски, код вида экономической деятельности по ОКВЭД 029-2014, к которой относится риск, норма Налогового кодекса Российской Федерации (с ней связан раскрываемый риск), а также информация о сделке (операции), в отношении которой выявлен риск (данные о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).

Для эффективного функционирования системы внутреннего контроля ФНС России предписывает создать систему управления рисками, которая поможет обнаружить, а затем оценить наличие возникновения определенных обстоятельств, приведших, например, к неточностям в бухгалтерской и налоговой отчетности, несвоевременному представлению/не представлению отчетности в налоговый орган или к ошибочному исчислению, не уплате налогов, сборов и страховых взносов.

Для того чтобы предотвратить и свести к минимуму вышеперечисленные риски, организации необходимо разработать и описать следующие контрольные процедуры: документальное оформление и подтверждение фактов хозяйственной деятельности предприятия, порядок санкционирования операций, проверка доступа, целостности данных и внесения изменений в инф.системы, разграничение полномочий между исполнителями, а также доступа должностных лиц к разделам учета в информационных системах.

Окончательный отчетный документ — это стандартизированная форма «Информация об организации системы внутреннего контроля», которая включает в себя информацию о всех внутренних нормативных документах налогоплательщика в отношении организации и функционирования системы внутреннего контроля. «Информация об организации СВК» состоит из титульного листа, приложения и 6 глав, среди которых — общие положения, контрольная среда, система управления рисками предприятия, контрольные процедуры компании, информационные системы и мониторинг и оценка организацией СВК (проводится в соответствии с письмом Федеральной Налоговой службы российской Федерации от 9 июля 2021 года №ЕА-4-23/9649@ «О заявлениях о проведении налогового мониторинга и порядка оценки полноты сведений и документов»).

Отчетность: периодичность и срок сдачи

Согласно п. 18.3 Приказа №ЕД-7-23/518 от 25.05.2021 года установлены сроки сдачи документов и информации, формируемых в соответствии с требованиями к организации СВК. Итак:

Вид отчетаСрок сдачи
1Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который проводится налоговый мониторингРиски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг
2Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям на календарный год, за который проводится налоговый мониторингЕжеквартально на первое число месяца соответствующего квартала
3Контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга, на календарный год, за который проводится налоговый мониторингПри подаче заявления о проведении налогового мониторинга. Затем — ежеквартально на первое число месяца соответствующего квартала
4Матрица рисков и контрольных процедур организации на календарный год, за который проводится налоговый мониторингЕжеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала
5Результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга за истекший кварталНе позднее первого числа второго месяца, следующего за окончанием соответствующего квартала. При подаче заявления о проведении налогового мониторинга
6Оценка уровня организации системы внутреннего контроля за период, предшествующий проведению налогового мониторингаДалее — за период проведения налогового мониторинга 1 ноября года, следующего за периодом проведения налогового мониторинга
7Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля за период мониторингаПри подаче заявления о проведении налогового мониторинга
8Информация об организации системы внутреннего контроляДалее — ежегодно на первое число месяца соответствующего года, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего года

Важно: компания должна проводить оценку необходимости внесения изменений в СВК не менее 1 раза в квартал и предоставлять в налоговый орган актуальные данные о СВК не позднее 5 рабочих дней со дня внесения изменений. Также стоит обратить внимание, что раскрываемую налоговикам информацию о рисках компании, идентифицируемых для налогового мониторинга, сведения о рисках по отдельным сделкам и операциям и т.д необходимо сдать за отчетные периоды.

Что мониторит налоговый орган

Организации, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, обязаны соблюдать ряд требований к СВК:

  1. Контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
  2. Контроль за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

В целом система внутреннего контроля должна функционировать на всех этапах бизнес-процесса, а именно:

  • до фактического начала бизнес-процесса (операции) с целью предупреждения или минимизации негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации;
  • непосредственно в ходе осуществления бизнес-процесса (операции) с целью своевременного выявления и немедленного устранения возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров;
  • после осуществления бизнес-процесса (операции) с целью установления достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям.

Согласно Приложению №21 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, утвержденным Приказом от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518@, утвержден перечень областей риска для налогового мониторинга. К ним относятся:

  • занижение/завышение доходов/расходов;
  • завышение убытков, вычета;
  • занижение налоговой базы;
  • неправомерное применение льготы;
  • неправильное определение суммы налога, сбора, страхового взноса;
  • неправильное применение налоговой ставки (ставки сбора, тарифа страхового взноса), заполнение налоговой декларации (расчета);
  • непредставление налоговой декларации (расчета), документов (информации);
  • неуплата налога, сбора, страхового взноса;
  • несоблюдение установленных сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Также следует учитывать, что Приказ от 25 мая 2021 г. N ЕД-7-23/518@ «Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля» содержит 19 приложений с бланками отчетов и их электронными форматами и 4 перечня — направления выявления риска, областей риска, налогов, сборов, страховых взносов, видов сделок (операций).

Заключение

Благодаря налоговому мониторингу предприятия получают возможность быстрого взаимодействия с налоговой, мотивированное мнение ФНС и ведение официального диалога со службой. Помимо этого, оперативное выявление нарушений и взаимодействие с налоговым органом напрямую способствует оптимизации процессов, связанных с налоговым учетом. Так, при переходе на налоговый мониторинг компании предоставляют налоговому органу внутренние документы, в том числе регламентирующие систему внутреннего контроля. Вместе с ELMA365 Налоговый мониторинг вы сможете подготовить все необходимые документы и информационные системы к взаимодействию с ФНС (РИВ, СВК, стандарты и дорожные карты). Мы поможем перейти на налоговый мониторинг, комплексно проработав порядок коммуникации с контролирующими органами при его проведении, грамотно выстроив систему работы.

Сделайте общение с налоговыми органами проще, удобнее и оперативнее, переходите на налоговый мониторинг. Вы не только упростите рабочий процесс, но и откроете новые возможности для ведения бизнеса.

Уже в налоговом мониторинге?
Поможем быстро настроить интеграцию с АИС Налог-3

Новости и статьи