Актуальные критерии налогового мониторинга

1-го июля 2021 года вступил в силу федеральный закон №470-ФЗ от 29.12.2020 года. Согласно этому документу изменились критерии и условия проведения налогового мониторинга для организаций крупного и среднего бизнеса. В статье рассмотрим эти и другие нововведения, на которые стоит обратить внимание в 2022 году при организации деятельности предприятия.

О налоговом мониторинге

В 2010 году Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации взяла курс на усиление цифровизации налоговой сферы. Это позволило значительно упростить взаимодействие бизнеса, граждан с налоговыми органами. С 2016 года в РФ внедряется новая прогрессивная форма контроля — налоговый мониторинг, признанный лучшей международной практикой цифрового взаимодействия между государством и бизнесом. Практика показывает, что с каждым днём увеличивается количество компаний, переходящих на новую систему работы с налоговыми органами.

Рассмотрим ключевой механизм реализации налогового мониторинга.

Организация предоставляет ФНС в режиме реального времени удаленный доступ к своим информационным системам, а через них — к бухгалтерской и налоговой отчётности, документам первичного учета. При соблюдении организацией установленных требований (о них речь пойдет ниже) налоговый орган проводит мониторинг удаленно, значительно реже прибегая к выездным и камеральным проверкам. Порядок работы финансовой и бухгалтерской служб упрощается за счет того, что налоговая проверка компании протекает перманентно. Стоит помнить, что согласно статье 89 НК РФ, выездные проверки всё же могут проводиться вышестоящим органом.

Какие преимущества приносит организациям использование налогового мониторинга? Среди самых значимых назовем следующие:

  • затраты компаний, связанные с проведением проверок, сокращаются почти на 30%;
  • снижается объем требуемого для ФНС пакета документов, благодаря предоставлению доступа к данным налогоплательщика;
  • в связи с отсутствием выездных проверок работа бухгалтерской службы больше не «парализуется» на длительный срок;
  • появляется возможность превентивно выявить налоговые риски;
  • быстро разрешаются неопределенные и спорные налоговые позиции.

Помимо организационно-финансовых преимуществ имеет место быть еще один немаловажный бонус — репутационный. Прозрачность финансовых операций, доступ к информационным системам, хранение и представление документов по определенным требованиям повышает доверие к компании со стороны ФНС, действующих и потенциальных партнеров.

Актуальные критерии налогового мониторинга

Совершенствование нормативной базы в сфере применения налогового мониторинга

В 2020 году Правительство РФ утвердило главный стратегический документ в сфере налогового мониторинга — «Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» (см. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 №381-р). Документ опирается на положения НК РФ, ФЗ «Об электронной подписи», ФЗ «О бухгалтерском учете» и прочие нормативные документы. Объединяет единичные нововведения и задает общий вектор развития онлайн-коммуникации бизнеса и ФНС. Все изменения, касающиеся взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках режима налогового мониторинга, так или иначе обусловлены реализацией основной Концепции.

С 2016 года в НК РФ планомерно вносятся поправки, регулирующие налоговый мониторинг организаций со стороны ФНС. Нововведения относятся к главам 14.7 и 14.8 НК РФ, прописаны в Федеральном законе №325-ФЗ от 29.09.2019 года, Федеральном законе №470-ФЗ от 29.12.2020 года, Федеральном законе №225-ФЗ от 28.06.2022 года.

Федеральный закон №325-ФЗ от 29.09.2019 года внес в НК изменения, касающиеся мотивированного мнения, отражающего позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Изменения, внесенные Федеральным законом №225-ФЗ от 28.06.2022 года, уточняют положения статей НК для организаций, признаваемых налогоплательщиком — участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Федеральный закон № 470-ФЗ от 29.12.2020 года коснулся практически всех статей глав 14.7 и 14.8 НК РФ. Изменения, вступившие в силу с первого июля 2021 года, затрагивают в первую очередь критерии, предъявляемые к организациям для перехода к налоговому мониторингу. В связи с тем, что снижение критериев расширило круг возможных участников мониторинга, остановимся на этом подробнее.

Переход к налоговому мониторингу: изменения с 1 июля 2021 года

Перед компанией, которая планирует организовать налоговый контроль в форме налогового мониторинга, стоят несколько этапов подготовки. Во-первых, следует оценить соответствие финансовым условиям, установленным в Федеральном законе № 470-ФЗ от 29.12.2020. Новые критерии, по которым «отбираются» компании для внедрения налогового мониторинга выглядят так:

  • нижний порог по доходам и активам - 1 миллиард рублей (данные показатели снизились, ранее они составляли 3 миллиарда рублей);
  • нижний порог по уплачиваемым налогам — 100 миллионов рублей (данный показатель снизился, ранее он составлял 300 миллионов рублей)

Таким образом, численные показатели суммарного объема доходов, активов и отчисляемых налогов являются определяющими при оценке целесообразности перехода.

Важно отметить, что новые финансовые условия открывают возможности для перехода на налоговый мониторинг компаниям среднего бизнеса. На текущий день это более чем 2000 предприятий дополнительно.

Второй этап подготовки — оценка технической готовности к переходу на налоговый мониторинг. Речь идет об организации способа передачи данных и обмена ими для налоговой. Первый способ — за счет открытия доступа к информационным системам организации (к примеру: 1С, SAP, Oracle). Второй — с помощью «витрины данных», то есть специализированного хранилища информации, содержащего только узкоспециализированные данные (например, налогового учета). Третий способ — передача данных отправкой документов по цифровым каналам через оператора документооборота.

Предпочтительный способ передачи выбирается исходя из технических и финансовых возможностей компании. Следует учитывать, что с 1 июля 2021 внесена поправка о скором прекращении возможности прямой передачи документов через оператора. Организациям необходимо ориентироваться на предоставление доступа к информационным системам, либо взаимодействие через «витрину».

Наличие ERP- и CRM-систем, электронного архива, а также системы налогового учета значительно упрощает процедуру перехода.

Третий этап подготовки к переходу на налоговый мониторинг — оценка системы внутреннего контроля (СВК). В этом вопросе следует ориентироваться на Приказ ФНС РФ №ЕД-7-23/518 от 25.05.21 года, который предъявляет следующие требования. Во-первых, СВК должна обеспечивать продуктивное ведение финансовой деятельности организации и выполнять свои функции без перерывов. Во-вторых, контрольная среда предприятия должна быть сформирована на основе принципов и стандартов, включая этические, профессиональные и поведенческие. В-третьих, согласно новым требованиям, внедрённая система управления рисками должна предотвращать или уменьшать риски, неблагоприятные последствия и возможный ущерб, возникший вследствие невозможности достижения организацией целей высокоэффективного ведения финансовой деятельности.

Кратко о других изменениях в нормативной базе

Рассмотрим изменения НК РФ дополнительного, вспомогательного, характера. С 1 июля 2021 года предельный срок проверки сокращен до 1 года и 9 месяцев, а мотивированное мнение налогового органа может быть составлено в течение всего периода проведения мониторинга. Также организациям разрешено подать запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки или операции не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены. Согласно статье 105.31 НК РФ, в случае несогласия с мотивированным мнением в ФНС России проводится в взаимосогласительная процедура. Кроме того до 1 сентября продлен срок подачи заявления о проведении налогового мониторинга, а участник налогового мониторинга также может подать заявление на возмещение НДС за налоговые периоды после 1 июля 2021 года. Камеральные налоговые проверки таких деклараций не проводятся. В случаях выявлений несоответствий в начислении НДС, инспекция получила право проводить осмотр при проверке в рамках налогового мониторинга декларации по НДС.

Процедура перехода на налоговый мониторинг: изменения с 1 июля 2021 года

Разобравшись в критериях, предъявляемых организации, перейдем непосредственно к процедуре перехода, состоящей из трех пунктов.

Первый — разработка дорожной карты и составление плана-графика Форма и подробный порядок составления «Дорожной карты» приводятся в Приложениях №4 и №5 Письма ФНС России от 01.06.2021 года № СД-4-23/7614.

Пройдемся кратко по основным условиям, которым должна удовлетворять «Дорожная карта»: · разрабатывается компанией вместе с налоговой службой; · предъявляется организацией в налоговый орган по месту нахождения; · должна содержать: сведения об организации системы внутреннего контроля предприятия, данные о рисках и контрольных мероприятиях организации, обусловленных целями налогового мониторинга, описание модели информационного взаимодействия, сроки проведения подготовительных мероприятий.

Форма и порядок составления плана-графика приводятся в Приложениях №2 и №3 вышеуказанной Письма ФНС России от 01.06.2021 года №СД-4-23/7614.

Второй — подача документов Когда «дорожная карта» и план-график составлены, можно начинать готовить документы для начала проведения налогового мониторинга. Вот список документов, которые вам понадобятся (статья 105.27 НК РФ): · заявление о проведении налогового мониторинга; · регламент информационного взаимодействия (в основном касается раскрытия показателей налоговой отчетности, порядка и сроков доступа к информации); · информация о взаимозависимых лицах; · учетная политика для целей налогообложения организации.

Заявление о проведении мониторинга нужно отправить в срок до 1 сентября (ранее — не позднее 1 июля).

В случае подачи некорректных данных налоговый орган в срок до одного месяца со дня получения заявления уведомляет об этом организацию с требованием прислать в десятидневный срок пояснения или внести надлежащие изменения в регламент.

Формы и заявления представлены на официальном сайте ФНС РФ.

Третий — получение ответа от налоговой службы

После подачи заявления и сопутствующих документов, необходимых для проведения мониторинга, руководитель налоговой службы решает проводить мониторинг на предприятии или отказать на определенных основаниях (согласно статье 105.27 НК РФ). Проверка на соответствие проходит от нескольких дней до месяцев и в любом случае заканчивается до 1 ноября текущего года.

Отрицательный ответ от налоговой службы может прийти в случае если организация не соответствует вышеперечисленным критериям, неполном наборе поданных документов или их несоответствии требуемым формам. В статье 105.27 НК РФ перечислены все поводы для отказа в проведении мониторинга.

Продление и окончание налогового мониторинга

В 2022 году действует новое положение (согласно статье 105.26 НК РФ), что мониторинг идёт один календарный год, затем автоматически продлевается на следующий, если организация не предоставляет заявление об отказе. Новое заявление в такой ситуации уже не требуется.

Мониторинг скорее всего будет преждевременно прерван в случае если организация предоставит некорректные данные, а также неисполнения ею регламента взаимодействия с налоговой или систематическая задержка документов (на это ссылается статья 105.28 НК).

Служба в электронной форме сообщает о существовании причин для преждевременного завершения мониторинга в срок до 10 дней со дня выявления причин. На их устранение отводится следующие 10 дней.

ELMA365 Налоговый мониторинг без изменений в информационных системах

Финансовые условия перехода на налоговый мониторинг — объективные и не требуют каких-либо специфических действий со стороны компании. Оценить технические возможности могут как IT-специалисты самой организации, планирующей переход к налоговому мониторингу, так и сторонние специалисты. Для проверки положений системы внутреннего контроля зачастую прибегают к помощи аудиторов, так как СВК — достаточно сложная система, состоящая из структуры, методик, процедур и документов.

Компания ELMA365 Налоговый мониторинг специализируется на оценке организации соответствию критериям, необходимым для проведения мониторинга, помощи в подаче заявлений и заполнении соответствующих форм, подготовке документов и информационных систем. ELMA365 Налоговый мониторинг оказывает услуги на протяжении всего жизненного цикла налогового мониторинга, отслеживает и анализирует изменения от регулятора, проводит методическую работу, организует взаимодействие с ФНС (тестирование и контроль работы).

ELMA365 Налоговый мониторинг — это также высококачественный IT-продукт, который позволяет организовать связь с существующими системами (1C, Oracle, SAP), а также выбрать, подготовить и отправить данные в ФНС (витрина данных и интеграция с АИС Налог-3).

Компания ELMA365 Налоговый мониторинг более 15 лет автоматизирует крупный бизнес. Благодаря солидному опыту специалисты выполняют работы как в рамках стандартных кейсов и ситуаций, так и создают гибкие решения для каждого клиента с учётом его возможностей и пожеланий.

Выводы

С июля 2021 года произошло множество крупных изменений как в критериях оценки организаций, так и в самой процедуре прохождения налогового мониторинга. В нашей статье мы попытались описать самые существенные изменения Налогового кодекса, а также дать возможность понять общий план действий при подготовке вашего предприятия к переходу к новому способу налогового контроля. Налоговый мониторинг — достойная альтернатива традиционным проверкам и авральному режиму работы бухгалтерии и финансовой службы, однако, как и всё, что связано с налогообложением, он требует грамотного и систематического подхода. При достаточной технической оснащенности и наличии квалифицированных кадров переход к налоговому мониторингу вполне можно осуществить силами своего предприятия, однако в большинстве случаев (и это особенно актуально для предприятий крупного бизнеса) целесообразнее доверить эту ответственную работу профессионалам.

Подготовьте компанию к налоговому мониторингу вместе с ELMA365 Налоговый мониторинг

Уже в налоговом мониторинге?
Поможем быстро настроить интеграцию с АИС Налог-3

Новости и статьи